Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Колымские парламентарии представили предложения по совершенствованию проекта федерального закона о старательской деятельности

10.02.2021 12:01
0

В правительстве Магаданской области состоялось совещание в режиме видеоконференцсвязи со статс-секретарем - заместителем Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Павлом Волковым. Законодатели Колымы, губернатор Магаданской области, руководители профильных министерств и ведомств, золотопромышленники, представители силовых структур, налоговой службы, контролирующих органов обсудили концепцию федерального законопроекта «О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Участие в совещании приняли спикер заксобрания территории Сергей Абрамов и депутаты-золотопромышленники Александр Басанский и Александр Чугунов.

В 2019 году по итогам пятого Восточного экономического форума Президент России Владимир Путин дал поручение «представить предложения по законодательному урегулированию деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота, в том числе условий осуществления такой деятельности и порядка сбыта добытого золота государству, а также об усилении ответственности за добычу россыпного золота без лицензии». О необходимости легализации «вольного приноса золота» вице-спикер Магаданской областной Думы, председатель Ассоциации недропользователей Колымы Александр Басанский заявил на встрече Президента РФ с представителями общественности, которая состоялась в рамках ВЭФ.

Законопроект о легализации добычи драгоценных металлов частными лицами разработало Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В Государственную Думу документ внесет Правительство России. Пилотной территорией предлагается сделать Колыму.

 

 

- Магаданская область является одной из приоритетных территорий для реализации концепции закона. Мы всегда отталкивались от вас, поэтому от того, как вы на это посмотрите, будет зависеть дальнейшая судьба законопроекта, - подчеркнул на совещании Павел Волков.

Согласно разработанной концепции, добывать золото смогут россияне, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Мыть драгметаллы – золото, серебро, платину и металлы платиновой группы – они смогут на глубине до 5 метров не промышленным способом (без взрывных работ, кислотного травления и т.п., с использованием оборудования мощностью до 5 КВт и транспорта до 3,5 тонн) самостоятельно или с наемными сотрудниками на основании трудовых соглашений и гражданско-правовых договоров.

Система предоставления участков будет организована по аналогии с «дальневосточным гектаром» - выбрать подходящую территорию можно будет через специальную электронную информационную систему. Не будут в ней отражаться участки на территориях месторождений драгоценных металлов, поставленных на государственный баланс, земли, принадлежащие физическим и юридическим лицам, коренным малочисленным народам Севера, территории опережающего развития и участки в пределах особых экономических зон. Старательский участок предоставляется по договору безвозмездного пользования на 3 года с возможностью продления еще на 3 года. Предельный размер устанавливает регион, но в законопроекте определена площадь до 10 гектаров.

С такими ограничениями не согласился Александр Басанский: «На участке в 10 гектаров с указанными условиями старателю работать 150 лет. На нем будет мыть золото он, его дети и потом и их дети. Что такое 10 га? Мы же не рассматриваем старательский участок, как поле. На самом деле золото моют в поймах, устьях рек. То есть, фактически это полоса. Если растянуть ее на площадь 10 гектаров, то она в Магадане начнется и в Хабаровске закончится. Считаю, нужно в федеральном законе ограничить размер участка максимум двумя гектарами. Это то, что реально сможет отработать старатель. Кроме того, на этой площади проще обеспечить контроль».  

 

Согласно законопроекту, старатель самостоятельно определяет способы ведения работ и вправе возводить любые некапитальные строения и сооружения, необходимые для временного проживания и ведения производства, заготавливать и использовать до 100 куб. м древесины. Однако по окончании работ участок придется восстановить, снести временные постройки, вывезти мусор и высадить деревья.

Добытое сырье сдается на аффинаж в уполномоченные организации, золото в слитках и самородки старатель может продавать организациям, имеющим соответствующую лицензию на оборот драгметаллов. Участники обязаны подавать регулярные декларации о старательской деятельности посредством федеральной информационной системы. Налогообложение для них будет стандартным, как и для всех индивидуальных предпринимателей.

Ожидается, что легализация старательской деятельности в России позволит создать свыше 10 тысяч новых рабочих мест. Годовой доход старателя в зависимости от объема добычи и за вычетом всех расходов оценивается в 2,4 - 6,2 млн. руб. Согласно произведенным расчетам, реализация законопроекта увеличит налоговые поступления в консолидированный бюджет: в течение трех лет в пессимистичном сценарии на 15,1 млрд. руб., в оптимистичном – на 29,99 млрд. руб.

Депутат, генеральный директор компании «Сусуманзолото» Александр Чугунов внес предложения по совершенствованию концепции закона: «Те люди, которых мы хотим «вытащить из тайги, из тени», - не высококвалифицированные специалисты. Многие из них не будут платить налоги, сдавать какие-то отчеты и декларации. Старателю нужно заключить как минимум 3 договора: на перевозку золота, на аффинаж золота и на продажу металла банку. Считаю, что должны быть предприятия, официально занимающиеся скупкой золота по согласованию со всеми контролирующими структурами. Например, мы смогли бы организовать в местах своей работы золотоприемные кассы, по низкой цене перевозить несколько дополнительных килограммов золота от старателей вместе со своим драгметаллом на аффинаж, далее продавать банку и брать на себя все отчеты. Человеку важно добыть свои граммы и сразу получить за них деньги».

 

Опасения относительно контроля за законностью реализации законопроекта высказали руководители силовых структур.

Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов прокомментировал: «Безусловно, создать условия для легальной старательской деятельности необходимо. Колымчане давно ждут этого решения. Мы не ожидаем резкого роста бюджетных поступлений. Главная задача – открыть для людей возможность легально и своим трудом зарабатывать на жизнь. Важно также исключить нелегальную добычу. Для этого потребуется пересмотреть действующие нормативно-правовые акты об ответственности за нарушения законодательства об обороте драгметаллов. С концепцией представленного законопроекта о старательской деятельности мы согласны – он прогрессивный и достаточно гибкий, удобный для людей. Но требуются корректировки. Сейчас депутатский корпус разработает предложения, чтобы новый закон при вступлении в силу сразу начал работать».

 

Спикер заксобрания поручил аппарату областной Думы проанализировать документ, оценить ограничения, чтобы не они не были избыточными, обратить особое внимание на финансовые расчеты – Сергей Абрамов уверен, что при всех расходах у старателя должен быть материальный интерес легально заниматься добычей золота.

Авторы законопроекта рассчитывают, что вступить в силу в полном объеме он сможет с 1 декабря 2021 года. К этому моменту должна быть создана и федеральная информационная система.

 

Исторический опыт легальной добычи драгоценных металлов в России.

В 1901 году для привлечения людей в незаселенные регионы России был принят закон «О свободном обороте шлихового золота». Граждане имели возможность искать и добывать золото без специальных разрешений. Добытый металл можно было продавать банкам или скупщикам. Такая система была удобна гражданам и позволила увеличить добычу золота в стране.

Легальная старательская деятельность была и в Советском Союзе: с 1921 года граждане могли осуществлять добычу золота, но металл необходимо было сдавать в государственные золотоприемные кассы. За счет этого государство не только пополняло валютные резервы, но и экономило средства на поиск новых месторождений, поскольку старатели успешно находили новые золотоносные районы. В этот период были открыты богатые россыпи на реках Алдан и Колыма.

В начале 1950-х потребность в золоте для СССР стала меньше, цена за грамм существенно снизилась. Легальная добыча золота гражданами потеряла экономическую привлекательность, количество старателей сократилось. К середине 1950-х годов государственные золотоприемные кассы закрылись. Вместо них появился черный рынок, на котором негосударственные скупщики стали покупать у старателей золото по более высокой цене.

В начале 1960-х годов нелегальный оборот золота достиг значительных размеров, и Н.С. Хрущев предложил ужесточить уголовную ответственность за валютные операции, в том числе с золотом. Для борьбы с нелегальным оборотом драгметаллов были созданы специальные подразделения, однако полностью пресечь нарушения закона не удалось.

Попытки вновь разрешить частное старательство предпринимались не единожды, но законопроекты не проходили и первого чтения.


Дата публикации: 10.02.2021


Календарь событий / Все
Ближайших событий нет
Развернуть Свернуть