На главную Магаданская областная Дума
Добавить в избранное  
Карта сайта  
Архив  
RSS  
  Новости Общие сведения Структура Законотворчество О бюджете Избирателю Написать письмо  



 
    Новости Магаданской областной Думы

    Год: 2017  2016  2015  2014  2013  2012  2011  2010  2009  2008  2007  2006  2005  2004 
Месяц: Ноя   Окт   Сен   Авг   Июл   Июн   Май   Апр   Мар   Фев   Янв  

Следующая      Вернуться к списку      Предыдущая


[07.07.2017] Сергей Абрамов: В последние годы в горнодобывающей отрасли региона наблюдается положительная динамика добычи золота

Спикер Магаданской областной Думы Сергей Абрамов принял участие в первом совместном заседании Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», которое проходило в Благовещенске, - сообщает информационное агентство Интерфакс. Около двух десятков официальных делегаций во главе с руководителями региональных заксобраний рассматривали и вырабатывали совместные решения по 12 направлениям законотворческой деятельности, регулирующей вопросы социально-экономической жизни российских регионов. Сергей Абрамов озвучил предложения по совершенствованию законодательства в сфере недропользования.

- Сергей Васильевич, ваш доклад касается вопросов совершенствования законодательства в сфере недропользования. Как на сегодня в Магаданской области обстоят дела в сфере золотодобычи?

- За период освоения с 1928 по 2016 годы из недр Магаданской области добыто более 3 тыс. тонн золота, более 14 тыс. тонн серебра, порядка 72,5 тыс. тонн олова, более 85 млн тонн угля. По итогам 2016 года доля горнодобывающего комплекса в структуре промышленного производства области составила 84,3%, в 2015 году она составляла 82,2%. Индекс промышленного производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» в 2016 году составил 101,7%.

От предприятий горнодобывающего комплекса в доход областного бюджета в 2016 году поступило почти 13 млрд. рублей, что больше поступлений 2015 года на 3,7 млрд. рублей. Поступления по НДПИ составили 4,1 млрд. рублей, что выше поступлений за 2015 г. на 970 млн. рублей. Этому способствовал рост добычи золота в области и благоприятная конъюнктура рынка драгоценных металлов.

В последние годы в горнодобывающей отрасли Магаданской области наблюдается положительная динамика добычи золота. С 2009 уровень добычи золота вырос на 12,2 тонн, с 15,7 до 27,9 тонн. Добыча серебра увеличилась на 204,0 тонн, с 685,2 до 889,2 тонн.

По итогам 2016 года Магаданская область занимает третье место в России по добыче золота и первое место по добыче серебра. При этом по добыче россыпного золота Колыма сохранила свои лидерские позиции в России. В 2016 году предприятия добыли из россыпей 15,9 тонн. Конечно, большое значение для работы предприятий, осуществляющих геологоразведочные работы и добычу драгоценных металлов, имеет законодательная база.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере владения, пользования и распоряжения государственным фондом недр, в сфере обращения драгоценных металлов являются законы РФ «О недрах», принятый в 1992 году, «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», принятый в 1995 году, а также кодексы: Земельный, Лесной и Водный.

- Несмотря на положительную динамику, сохраняются и проблемы в сфере недропользования …

- Принятие в 1992 году закона «О недрах» должно было содействовать развитию горнодобывающей отрасли. Закон позволил внедрить существенные элементы рыночных отношений в систему недропользования, привлечь в горнодобывающую отрасль частный капитал, стабилизировать, а затем и увеличить добычу основных видов полезных ископаемых, в том числе драгоценных металлов.

В то же время, за 25-летний период правоприменительной практики выявились отдельные недостатки и проблемы законодательства о недрах, о драгоценных металлах и драгоценных камнях и в настоящее время ощущается необходимость в его совершенствовании. Основным недостатком действующего закона «О недрах» могу назвать то, что он ориентирован на добычу углеводородного сырья, освоение рудных месторождений и не учитывает специфику добычи золота из россыпных месторождений. Напомню, что россыпная добыча в структуре золотодобычи Магаданской области составляет в настоящее время более 50%.

Здесь хочу выделить следующее. Первое. Много лет Магаданская область поднимает вопрос необходимости создания законодательной базы, позволяющей отрабатывать техногенные россыпи по упрощенной схеме.

Изучение опыта отработки россыпных месторождений золота, как российского, так и зарубежного, показывает, что создаваемые в процессе их первичной переработки техногенные россыпи, затем многократно перерабатываются. Так, на территории Магаданской области в бассейнах рек Хатыннах, Малый и Большой Ат-Юрях, Оротукан, Берелех, где золотодобыча ведется с 30-40 годов прошлого столетия, некоторые техногенные россыпи перерабатывались более трех раз.

Каждая последующая переработка (если она не была связана с применением принципиально новых технологий) приводила к дальнейшим потерям трудноизвлекаемого золота и создавала «новые» техногенные россыпи, кратно ухудшая технологические возможности дальнейшего извлечения полезных компонентов.

В итоге в россыпедобывающих провинциях России (Урал, Забайкалье, Ленский приисковый район, Приамурье, Магаданская область, Чукотка) сформированы огромные ресурсы техногенных россыпей, образованные в результате многолетних отработок месторождений, которые практически все содержат золото. Только на территории Магаданской области за 80-летнюю историю эксплуатации россыпных месторождений было образовано порядка 1,5 млрд кубических метров отходов горнодобывающего производства, которые пригодны к сплошной отработке с извлечением золота.

Тем не менее, в настоящее время отходы горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств, не рассматриваются как самостоятельные ресурсные образования.

- Какие, по вашему мнению, необходимо внести изменения в закон?

- Для повышения инвестиционной привлекательности отработки техногенных россыпей необходимо внести изменения и дополнения в федеральный закон «О недрах», которые обеспечат предоставление в пользование техногенных россыпей без проведения конкурсов и аукционов на основе заявочного принципа.

Кроме этого, в пределах техногенной россыпи, предоставленной в пользование в соответствии с лицензией, считаю нецелесообразным проводить дополнительное геологическое изучение, т.к. первичное месторождение уже было достаточно хорошо изучено. Также, нецелесообразно проведение государственной экспертизы запасов техногенных россыпей, т.к. по своему строению техногенные россыпи представляют очень сложные образования с низким содержанием полезных ископаемых в основной массе пород, концентрацией полезных ископаемых в небольших локальных участках, отсутствием закономерностей в распределении полезных ископаемых, а как следствие, низкой достоверности подсчитанных запасов полезного ископаемого.

Отработка россыпи осуществляется на основе предпринимательского риска. Все эти предложения были учтены в разработанном правительством Магаданской области проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» (добыча (извлечение) полезных ископаемых (компонентов) из отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств)». В ближайшее время этот законопроект будет направлен в Госдуму.

И второе. Необходимо решить вопрос признания победителем аукциона на право пользования недрами одного участника в случае отсутствия заявок иных участников.

- Однако, как показывает практика, не всегда есть два заявителя, желающих участвовать в аукционе на получение права пользования участком недр...

- Именно это приводит к искусственно создаваемой состязательной форме распределения недр. Такая проблема характерна не только в отношении участков недр местного значения, но и в отношении участков недр иных категорий. Вследствие этого, необходимо принять соответствующие поправки к Закону РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 "О недрах" в части установления возможности предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона, а также запрета на участие в торгах связанных между собой лиц, входящих в одну группу лиц по одному или нескольким признакам, установленным антимонопольным законодательством". Такой законопроект разработан Министерством природных ресурсов и экологии РФ, но до сих пор не внесен на рассмотрение в Госдуму.

И еще один момент. Одним из важных вопросов, требующий правового регулирования и имеющего социальную направленность, является разрешение добычи россыпного золота индивидуальным предпринимателям.

Вольноприносительство существовало в России более 100 лет, в том числе в советский период до 1954 года включительно, и обеспечивало пополнение золотого запаса страны. В других странах вольноприносительство в различных формах существует до сих пор и позволяет добывать драгоценные металлы и драгоценные камни, прежде всего, на отвалах и отходах горнодобывающего производства.

Хочу отметить, что попытки легализации непромышленной добычи россыпного золота физическими лицами неоднократно предпринимались в виде законодательных инициатив губернаторами Красноярского края и Магаданской области. К сожалению, предложенные законопроекты отклонялись.

Магаданская область является одним из основных золотодобывающих регионов России. За 80-летнюю историю золотодобычи на Колыме многие промышленные россыпные месторождения отработаны с применением высокопроизводительной тяжелой техники. Однако практика показывает, что в пределах таких месторождений остаются золотоносные участки - борта полигонов и межполигонные целики, т.е. незначительные площади, содержащие россыпное золото, которое не учтено государственным балансом полезных ископаемых, или с запасами до первых килограммов. Именно такие участки недр, не представляющие интереса для промышленной отработки, могут быть предоставлены для добычи россыпного золота индивидуальным предпринимателям.

Решение этой проблемы затрагивает не столько экономический, сколько социальный аспект в регионах с развитой горнодобывающей отраслью. В Магаданской области достаточно много людей, которые долгие годы проработали в старательских артелях, знающих, где на отработанных россыпных месторождениях может остаться незначительное количество золота, и готовых заняться индивидуальной добычей драгоценного металла.

- Сергей Васильевич, примерно какое количество людей может самостоятельно заниматься добычей драгметалла?

- По нашей оценке, после принятия закона, в области порядка 1000 человек смогут самостоятельно добывать россыпное золото, тем самым, обеспечивая себя и свою семью заработком. Кроме этого, считаю, что решение этого вопроса повлияет и на развитие въездного туризма в Магаданской области.

Законопроект разработан министерством природных ресурсов и экологии РФ. Сейчас он проходит необходимые согласования. Согласно законопроекту, индивидуальным предпринимателям с целью добычи будут предоставляться россыпные месторождения, содержащие учтенные государственным балансом запасы золота, не превышающие 10 килограммов. Хочу отметить, что такая формулировка требует доработки.

Наше предложение заключается в том, чтобы предоставлять индивидуальным предпринимателям участки недр не только с указанными запасами, но и с отсутствием запасов любой категории и апробированных ресурсов россыпного золота. Эти предложения были направлены от губернатора Магаданской области в адреса Министерства природных ресурсов России, Роснедр и Минвостокразвития. К сожалению, на сегодняшний день они не нашли поддержки.

Надо отметить, что законопроект находится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов с ноября 2015 г. Необходимо ускорить его принятие.

Не могу не сказать и об аукционах. В настоящее время средства, полученные от их проведения на право пользования недрами, за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения, в полном объеме поступают в федеральный бюджет. Существующее положение, когда аукционы проводятся в регионе на месторождения, находящиеся на его территории, но весь доход от их проведения поступает в федеральный бюджет, не отвечает интересам субъектов. В связи с этим предлагаю законодательно закрепить распределение средств, полученных по результатам аукционов, в пропорции 50/50 (50% - в бюджет субъекта РФ и 50% - в федеральный бюджет). Эта мера приведет к снижению уровня дотационности областного бюджета и положительно скажется на решении социально-экономических вопросов субъекта.

Для эффективного функционирования системы лицензирования в части предоставления в пользование участков недр местного значения, необходимо предусмотреть в качестве основания для получения права пользования недрами, наличие государственного контракта, заключенного в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для выполнения которого необходимы общераспространенные полезные ископаемые.

Законопроект 32848-7 «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» по вопросу предоставления права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых при исполнении государственного (муниципального) контракта или договора на осуществление дорожной деятельности» внесен правительством РФ на рассмотрение Госдумы и принят в первом чтении.

Считаю необходимым распространить действие законопроекта на работы по капитальному ремонту, реконструкции и строительству гидротехнических сооружений, которые также выполняются на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с 44-м ФЗ, и требуют для своего исполнения использование общераспространенных полезных ископаемых.

Реализация всех обозначенных направлений позволит в значительной мере сократить дотационность Магаданской области и регионов Дальневосточного федерального округа с минерально-сырьевой структурой экономики, внесет заметный вклад в рост валового регионального продукта, повысит инвестиционную привлекательность регионов, окажет существенное влияние на экономику Дальнего Востока, и, следовательно, повлечет за собой рост денежных доходов населения, улучшение демографической ситуации и целого ряда других параметров, характеризующих уровень и качество жизни граждан.

Интервью подготовлено журналистами информационного агентства «Интерфакс»



При использовании материалов ссылка на сайт www.magoblduma.ru обязательна.
Пресс-служба Магаданской областной Думы.
Версия для печати

 

Присвоение звания «Почётный гражданин Магаданской области»

Почётный гражданин Магаданской области

Конкурс на лучший проект герба и флага Магаданской области

Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания

Официальный интернет-портал правовой информации

Единый сервисно-информационный портал о Дальнем Востоке


Полезные ссылки


ИПС Законодательство России
"Информационно-правовая система Законодательство России"

  Главная  -  Новости  -  Областная Дума